О ешиве «Томхей Тмимим»
Специальная хасидская ешива «Томхей Тмимим» была основана в Любавичах в 1897 году пятым представителем династии Шнеерсонов Рабби Шоломом Дов Бером. В ней обучалось много молодых людей из разных концов Российской империи‚ ставших позднее основной массой посланцев, проповедников, и руководителей Хабада и Любавичских ешив в десятках городов и местечек страны и за ее рубежами. В хасидской литературе имеется подробное описание реконструкции здания любавичской ешивы и строительства специального «Большого зала» и столовой при ней, предпринятых по инициативе Шолома Дов-Бера. Ешива «Томхей Тмимим» также неразрывно связана с именем сына рабби Шолом Дов-Бера, шестым представителем династии Шнеерсонов Рабби Йосеф-Ицхаком. В 1898 году он был назначен управляющим Любавичской ешивой «Томхей Тмимим», заботу и внимание к которой он проявлял до конца ее существования. В 1914 году вспыхнула Первая Мировая война, в ходе которой немецкие армии начали реально угрожать Любавичам. В связи с этим Рабби Шолом Дов-Бер принял решение в 1915 году покинуть столетнюю резиденцию Любавичских хасидов и переехать в Ростов-на-Дону. Тогда же было решено Любавичскуо ешиву оставить на месте и продолжать там занятия. В Октябре 1917 года большевики захватили власть в свои руки. В 1918 году ешива в Любавичах была ликвидирована. 3акрытие ешивы было трагедией еврейства, выходившей далеко за пределы Любавичей. Реббе Шолом Довбер предпринял всевозможные меры для ее сохранения. Одной из таких мер было обращение Любавичских хасидов за поддержкой к известному русскому писателю и гуманисту В.Г. Короленко. Поручено это дело было близкому к Ребе человеку — Менделю-Залману Шнеерсону. Результатом этого обращения было письмо Короленко к Алексею Максимовичу Горькому от 14 мая 1920 года. В нем он писал о Любавичской ешиве: «Большевики распорядились с нею так, как вообще распоряжаются со многими сложными явлениями они решили изгнать ее‚ а здание отдать молодым скаутам… Я мало знаю особенности этой школы. Себя не могу считать человеком религиозным. Но у меня навсегда религиозное отношение к свободе чужого убеждения и чужой веры, которое возмущается слишком простым решением вопросов посредством простого насилия. Если и Вы думаете также‚ то‚ быть может не откажетесь выслушать и оказать возможное содействие Залману-Менелю Шнеерсону, содействие к тому, чтобы голос из Любавичей был выслушан и мог изложить все, что можно сказать в пользу данной школы.» Письмо это было опубликовано в 1985 году в книге «В.Г. Короленко в годы гражданской войны. 1917-1921. Биографическая хроника.» Оно не только освещает позицию Короленко но и показывает как энергично и самоотверженно Любавичские хасиды продолжали бороться за ешиву через два года после ее закрытия.